Ребёнок, у которого всё получается

Цикл встреч, объединённый темой "Своё воспитание своего ребёнка, или Продолжатели Дела". Предназначен для умных родителей, чьим детям от 3 до 10 лет, и которые растят ребёнка сообразно хотя бы одной из целей:

  • пособен жить полноценной жизнью,
  • активен и целеустремлён,
  • унаследует родительское Дело (и не только бизнес),
  • приемлет (в любых комбинациях) правильные ценности, стиль жизни, результативность.

Существует много теорий и моделей воспитания детей. Часть прошла проверку временем, часть — отсеялась.  Есть природа ребёнка, часто скрытая, его собственные стремления, возможности — и есть требования среды, родителей.

Возникают множественные конфликты:

  • ребёнок хочет — ребёнок не может,
  • ребёнок хочет — не хотят родители,
  • родители хотят — ребёнок не может
  • и т. д.

Как быть? Потакать ребёнку во всём — или  держать в строгости? Где компромисс? Специалисты старой закалки знают: компромисс — решение слабое. Как и подход «или-или». Какой же стиль лучше?

Никакой. Самый лучший стиль — Ваш собственный, ибо никто — ни сторонний психолог, ни разработчик теорий не знает ваших детей лучше вас.

Воспитание — это вообще не проблема формы или стиля («как воспитывать»). Это проблема содержания («чему воспитывать»). Предлагаем городскому родителю набор моделей, прошедших проверку временем. Сейчас, когда дети, которых воспитывали и учили так, как изложено здесь, стали взрослыми, можно сказать: да, в целом это счастливые дети, это дети, у которых всё получается.

Отдельно заметим: содержание встреч НЕ содержит новомодных религиозных, мистических и прочих потенциально небезопасных вещей…

Лучшее воспитание – своё. Как его построить?

Трудно подобрать единственную систему воспитания — все разные. Кому-то проще воспитывать гуманистически, кому-то — авторитарно, кто-то вообще не задумывался об этом, а дети растут здоровыми и счастливыми. И дети разные — кому-то нравится родительская чёткость и прямолинейность, кто-то уважает за мягкость и понимание, а кто-то вполне самодостаточен и нуждается лишь в точечной поддержке. Эти встречи — о том, как построить своё воспитание своего ребёнка. Ребёнка, у которого рано или поздно всё получается.

Обширная практика свидетельствует: чтобы это самое «всё» рано или поздно начало получаться, нужен совершенно конкретный набор: 

  • способы позитивно и объективно смотреть на мир («аналитика»);
  • умение качественно решать задачи, которые подкидывают внешние обстоятельства («деятельность»);
  • хороший контакт с ребёнком. Здесь будем считать, что взаимопонимание в семье хоть в какой-то форме есть. В противном случае, нужно сначала сходить к семейному психологу, восстановить более-менее нормальные  отношения, а уж потом браться за Высокое воспитание.

Эти модели может брать и применять любой родитель в том стиле, который принят в их семье.

ПРОГРАММА

Первый блок – как смотреть на мир; позитивный и объективный взгляд.

1. Функциональный подход
Мир состоит из действий. Способов исполнения конкретного действия - множество. В юном возрасте многие дети интуитивно видят эти функциональные возможности; позже это вИдение забывается.

2. Системный оператор
Знаменитая девятиэкранная схема сильного мышления, разработанная автором ТРИЗ Г.С. Альтшуллером. Схема позволяет видеть малое в большом и большое в малом, расширяя границы познания и взрослого, и ребёнка.

3. Ресурсы
"Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое" - говаривал мистер Филиас Фогг. Определение явных и скрытых данных задачи, возможностей в каждой ситуации - навык, исключительно помогающий и ребёнку, и взрослому.

4. Противоречие 
 Чтобы «всё получалось», надо уметь решать задачи, которые подкидывает среда. Внутри любой задачи — противоречие, столкновение своего действия и сопротивления среды. Как видеть в окружающем мире противоречия и уметь их разрешать? Четыре основных способа и семь дополнительных, в простых и интересных формах. Например, игра «хорошо-плохо»

Второй блок – как научить действовать; преобразование среды.

1. Позитивный драмконфликт
Традиционная наша культура и ТВ навязывает модель «сладостного переживания страдания», хотя это и не сразу бросается в глаза. Страдание выступает ширмой, оправданием неудач, «...где мерилом выступает усталость».  Неудачником быть часто психологически выгоднее. Гораздо результативнее другой способ — позитивные решения конфликтов «Я — среда». Такая модель, заложенная в детском или подростковом возрасте, формирует исключительно правильный характер.

2. ЖСТЛ (Жизненная стратегия творческой личности) Г.С. Альтшуллера и механизмы «Встреча с Чудом». 
Анализ более 1000 биографий известных творческих личностей показал: выход на путь Большого Творчества имеет вполне воспроизводимый сценарий. Эти модели вполне воспроизводимы даже «в отдельно взятой семье» - и они приносят результат, даже будучи воспроизведены лишь частично.

3. Развитие фантазии
О фантазии сейчас говорят мало, всё больше об успехе, о личной эффективности, об адаптации... Но именно фантазия прокладывает хорошие и маршруты в жизни. Несколько удобных и интересных способов развития фантазии, применяющихся в самых разных ситуациях.

Третий блок - строго для взрослых.

Здесь излагаются способы, скажем так, внедрения нужных моделей. Личная сфера ребёнка — дело очень непростое... Чтобы сделать модель  не просто частью его интеллектуального пространства, а личным инструментом, придётся постараться. Также будем помнить: родитель — лучший учитель. Нет никого ближе, чем родители — и именно эти родители знают много полезного, что пригодилось бы подрастающему детёнышу.

1. Как ставить «маркеры».
Множество из тех событий, что происходят вокруг ребёнка — а особенно вокруг пары «ребёнок-родитель» — служат хорошими «якорями», элементами положительного взгляда, которые сложатся в мозаику яркой, открытой и положительной картины мира. Как выделять и фиксировать эти хорошие кусочки окружающего мира? Ежеминутно происходят десятки событий. Пролетела птица, проехал трамвай, вышло солнце... Часть событий следует позитивно зафиксировать — как это сделать? Способы возвышения понравившегося / нужного объекта. 

2. Каналы воздействия и восприятия
 Эффекты психофизиологии.

3. Сказки - как сочинять самим.
Как сочинить хорошую персональную сказку. Точка зрения. Морфанализ.

4. Работа с фильмами: просмотр и совместный анализ фильмов.
Модели для анализа вплоть до готовых фраз. Совместный разбор. Проанализируйте свой любимый фильм.

5. Конструктор баек.
Приёмы самовозвышения в глазах ребёнка. Куда ж без этого... Сам себя не похвалишь — никто не похвалит.

6. Конструктор активных игр.
Система «Пи» знаменитого бизнес-консультанта Сергея Сычёва.

7.Способы установления контакта с ребёнком, пусть даже и утерянного:
Активное слушание. Я-высказывание. Как грамотно ругать. Простейшая диагностика - устная и рисуночная.

8. Ресурсы времени
Когда вести воспитательную работу, если времени нет, и если времени нет совсем... Понятие оперативного времени. Моменты повышенного внимания. «Светские беседы», путешествия, укладывание на ночь, специально выделенные времена и другие ключевые точки.


Первый результат, который увидят участники при регулярной работе над собой — смещение собственного взгляда: окружающее станет казаться проще и, как говорят врачи, операбельнее. Сначала это самое «всё» начнёт по чуть-чуть получаться у самого слушателя. Потом — вдруг! - слушатель увидит эти точки роста в жизни своего ребёнка. И потом — тоже через время — вдруг окажется, как легко это делать, и просто использовать и вообще — как мы без этого обходились?

Но — будем честны: мы не продаём лень, волшебные рецепты «как воспитать лидера всего за один раз» и им подобные советы. Признаемся: мы предлагаем работу и дополнительные усилия. Чтобы получить результат, надо вложить свои  ресурсы и усилия. И оно того стоит.

НА ГЛАВНУЮ